В поисках баланса
Когда я впервые увидела своего новорожденного сына, он показался мне старичком-философом в миниатюре. В моей мозгу, еще затуманенным наркозом, пронеслись картинки: клоуны, воздушные шары, обои в улыбающихся машинках, пеленки в веселых слониках… а он посмотрел на меня, еще не видящими глазками и тяжело вздохнул. И я подумала – с чего это мы, взрослые, решили, что детям обязательно должно быть весело? И еще много всякого мы родители, решаем за детей, забывая обратить внимание на них, на их переживания и чувства.

Сейчас много пишут и говорят, о том, как нужно и ненужно воспитывать детей. И конечно ругают «совковое» воспитание. Конечно, многие, уже будучи взрослыми людьми, долго разбираются со всеми этими «Будь как все», «Не высовывайся», «Не умничай» и т.д. Все мы знали в детстве и стыжение и запугивание, как основные инструменты воспитания, и я не собираюсь все это защищать и оправдывать. Хочу только напомнить. Что требования к воспитанию, в авторитарном обществе были соответствующие. Желание и способность иметь собственное мнение, могло стоить человеку как свободы, так и жизни. Система образования была «заточена», на то что бы воспроизводить винтики огромной машины, и семье зачастую, ничего другого не оставалось, как поддерживать эту линию.

И когда мы, люди, выросшие в такой системе ценностей, сами стали родителями, требования времени изменились, мы узнали, что так как воспитывали нас «не хорошо», «не правильно», мы стали искать ответы «как правильно?», «как воспитать ребенка, не травмировав его?», «как сделать его счастливым? умным? самодостаточным?». Информации такой масса и зачастую она противоречива. Еще лет 5 назад, только «из утюга» не говорили о пользе раннего развития, а сейчас все больше говорят о его вреде, и то и другое подтверждено научными исследованиями! Кто-то ратует за дисциплину, кто-то за отсутствие контроля, и те, и другие приводят убедительные доводы в пользу своей точки зрения. Родители выбирают систему воспитания, которая им нравится и кажется логичной, выбирают воспитывать детей также как это делали их родители, или с точностью до наоборот, расстраиваются, если что-то идет не так, и снова идут за советами к другим взрослым. С каждым разом растерянность растет, появляется разочарование в себе и в ребенке. Родительство становится тяжким бременем ежедневного выбора, «правильно ли я сейчас поступаю?», «к каким последствиям для ребенка в будущем приведет принятое сегодня решение?».

Я как мама двоих детей, с большой разницей в возрасте, прочитавшая огромное количество различной литературы, все больше прихожу к выводу, что никакой чужой, и даже свой собственный опыт, не может быть залогом «правильного, не травмирующего» воспитания вашего мальчишки или девчонки, со своим характером, своими способностями и особенностями, желаниями или возможностями, если не прислушиваться к ребенку, не чувствовать его отклик на принятые вами решения, если руководствоваться только своими переживаниями. Не известно, как они отнесутся к нашим методам воспитания, когда станут взрослыми, думаю во многом это будет зависеть от того какой «фасон личности будет в моде» к тому времени. Все что у нас есть сегодня, это возможность по-настоящему быть рядом с ними, целовать в макушку, обнимать, когда хочется, радоваться и печалиться, злиться и обижаться, прощать и извиняться, вместе или по очереди. Ведь личность ребенка, пусть еще не окрепшая, все же больше чем результат нашего воспитания, так же, как и мы не только результат воспитания наших родителей.

Made on
Tilda